среда, 27 февраля 2019 г.

Искусство каждый день


Почти случайно получилось, что уже два месяца, с самого начала 2019-го года, я каждый день хожу на выставки. Правда, смотрю я не более пяти картин за раз, и только у одной из них провожу какое-то время - всмотреться, вдуматься, вчувствоваться, вслушаться в отклик, который она вызвала во мне.



Поначалу, если картин было несколько, я выбирал что мне ближе, знакомее, но затем переключился на такие, мимо которых обычно проходил не сильно задумываясь - дескать, и так все ясно. И вот именно тут я обнаружил, как много неожиданного поджидает, стоит лишь неспешно, пристально, аналитически, на уровне ощущений, ... т.е. осознано взглянуть на любое произведение искусства, включая "современное". Помимо самого произведения, источником переживаний становишься ты сам! Приходят какие-то ассоциации, воспоминания, эмоции, ощущения... В это трудно поверить, пока не попробуешь.



Объектом такой медитации могут быть не только картины, но и фотографии, статуи, видеоролики с танцем или фрагментом фильма, стихи - практически любой вид произведений искусства.

Естественно, все два месяца на "выставки" я ходил через Интернет. Поначалу это было приложение Daily Art у меня и календарь с картинами на каждый день у FB Friend'a - мы обменивались картинками и своими впечатлениями через Messenger. А в феврале я записался на онлайн-ретрит Искусство видеть Искусство Валерия Веряскина (он же Будда в городе) длительностью один месяц.

Для кого-то такой ретрит - уникальный опыт ежедневного, можно сказать интимного взаимодействия с искусством, незаметно переходящего во взаимодействие с окружающим тебя миром. У меня лично такой опыт уже был на протяжении всего января, к тому же я уже не первый год веду свой проект "365 или Ни дня без фото", весной посетил серию из трех трех встреч в Художественном "Медитация в музее"). Но как и многие "рецидивисты" ретрита, оценил пространство и атмосферу этого онлайн мероприятия, созданные Валерием, которые позволяют участникам "выйти в люди", даже если в жизни это закоренелые интроверты. Желающие делятся в группе своими впечатлениями - просто текстом, стихами, фото, танцем, музыкой... Приветствуется любое проявление эмоций в любой форме! Думаете, каждый день - это сложно? Это захватывает!

Как это работает

Выбираешь картинку, художественное фото, ювелирное изделие, ... - любое произведение искусства. Где? - можно из приложения Daily Art, можно Google Arts & Culture - не важно, откуда. Выбираешь что-то потому что оно тебе нравится, "цепляет", под настроение, ... или потому что (и это самое интересное!) оно для тебя "ни о чём".


Пример: работа японского художника Maruyama Ōkyo (Маруяма Окё). Без названия. Да и какое название могло бы здесь быть - "Дождь"? "Приближение осени"? "Полоски"?...


Но приглядевшись поближе замечаешь рыбу. Большую рыбу, которая, становится очевидно, плывёт против течения. Послание становится ясным! Огромные золотые рыбки в прудах японских садов - это карп "кои" - символ удачи и упорства в достижении цели. Карпы, плывущие против течения, олицетворяют упорство и силу. В целом этот символ означает борьбу, силу воли, преодоление трудностей и достижение целей. Т.е. эдакий Геракл в японской интерпретации. Ну и рождается некий отзыв, в данном случае рифмованный:

Время - поток стремительный,
Можно отдаться течению,
Но разум и силы даны нам,
Чтобы следовать предназначению.


А посколько и картинка и тема очень японские, то пробуем то же в формате хокку:

Время - стремительный поток,
Но можно плыть против течения,
Если осознал свой путь.

"Картинка дня" и мой отзыв готовы, можно пойти спать делиться с фрэндами, принимающими участие в этой игре под названием "Наполним жизнь Искусством"

Несколько случайных произведений и как это отозвалось во мне


Всматриваюсь. Вижу девушку в Храме. Не буквально в каком-то храме, а в окруженнии вековых традиций, обрядов, веры и ангелов. Ангелов со стен храма, незримо присутствующих в нашей жизни. Если веришь. Девушка переступила порог, решение принято, былое не вернуть и жизнь вот-вот потечёт неведомыми путями... Её лицо - светящийся лик, будто сошедший с иконы. Но она - одна из нас. Мы могли видеть её в вагоне метро, в очереди в магазине. Её брови аккуратно подведены, в ушах лаконичные серёжки, неброский мэйкап. Она из нашего времени. Но в это мгновение она сама не осознаёт ни где она, ни где витают её мысли. Это мгновение - мгновение вечности. [Андрей Ремнев, РАСПЛЕТЕНИЕ ВОЛОС]


[YouTube видео] Секунды превратились в минуты, минуты в ноты. Движения превратились в плавный полёт. Всё слилось в едином потоке: музыка, дыхание, движения, неразделимые мы. [Сергей Полунин & Кристина Шапран; музыка Gnossienne No. 1 Lent Erik Satie]



Решение принято, я покидаю
что было. Что будет, пока что не знаю.
Я выбрала путь, не важно куда -
Об этом не знает даже Судьба.
. . .
[Aida Muluneh, THE DEPARTURE]


Глядя на эту картину, я вспомнил, что бросилось мне в глаза, едва я ступил на землю Канады. Это были Облака!... Гигантские, неторопливые, величественные, напоённые энергией Океана. На фоне бескрайних гор, лесов, рек и озёр они выглядели отражением этой Торжественной земли. [MacDonald, The Solemn Land (Торжестванная земля), 1921]


Контрастные линии, очерчивающие постель и фигуры, делают изображение двумерным, даже не смотря на выписанные складки и рельеф мышц. Двумерность статична и на её фоне полутона, которыми художник закрасил тела, делает их не просто живыми, а сгустком энергии. Энергии, порождённой слиянием мужского и женского, и многократно превышающей сумму двух. Вся энергия - внутри объятий, и волосы, разметавшиеся по подушке - будто невидимый, но ощутимый жар от раскалённых углей. Это - объятия! [Эгон Шиле, ОБЪЯТИЯ]



[YouTube видео] Сколько же прекрасного происходит каждый день! Красота мира - в его движении, в его непрекращающемся стремлении жить. Останови свой бег! Дай себе время оглянуться, заметить, всмотреться, вслушаться, вдуматься... и восхититься! Впусти в свою жизнь всё прекрасное мира! [Jamie Scott, SPRING; музыка Jim Perkins]


Типичная картина, мимо которой в музее я прошел бы не задерживаясь - и так всё ясно )) Но стоило мне выбрать её в качестве объекта медитации, как уже через три минуты нахлынули воспоминания о моих далёких дальних путешествиях. Несколько дней в поезде меняют твоё восприятие пространства и времени. Вагон и плацкартное купе становятся твоими домом и коммунальной квартирой, а городок, где поезд стоит минут 15-20 - это уже возможность исследовать "новые земли"... Меняется и твоё восприятие людей. Не надо быть сильно наблюдательным или "осознанным", чтобы заметить, как меняется темперамент, поведение, говор и разговор, подсевших на одной из станций "местных".
Возвращаясь непосредственно к картине, я вижу женщину в шароварах - а это может быть Средняя Азия, Татарстан, Крым. На станции Джанкой всегда была оживленная торговля с платформы. В ее руках большая бутылка - молока? кумыса? Впервые увидел молоко в непривычно больших бутылках в Киргизии, где мы совершали восхождения. У ее ног ведро с чем-то на продажу - и сразу вспоминается, как после месяца в горах на голодные глаза купили на двоих с другом целое ведро слив... На ногах у нее калоши, остроносые азиатские калоши, которые местные жители носят круглый год, а мы, за недоступностью адекватного снаряжения в эпоху развитого социализма, использовали как скалолазные туфли. Можно было бы продолжать, но "побочные эффекты" вдумчивого взгляда на случайную картину как бы и так налицо ))
[Виктор Уфимцев, К ПОЕЗДУ]

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Резюме книги "Как не умереть от болезни"

Я перевел самое существенное из этой книги еще до того, как она была издана в полном объеме на русском языке (" Не сдохни! Еда в борьбе...